Колористические возможности живописного произведения и сохранность картины зависят не только от качества материалов, применяемых в живописи, но и от того, насколько правильна технология живописи. Следует отметить, что качество выпускаемых материалов достаточно высокое и те дефекты, которые встречаются в живописных произведениях, обычно являются следствием незнания техники живописи и материалов или низкокачественных грунтов.
Пожухание — ненормальные изменения в красочном слое, при которых живопись теряет блеск, становится глухой, черноватой. Причина пожухания — потеря пигментами связующего. Пожуханию способствует:
-
чрезмерное впитывание грунтом масляного связующего;
-
пересохший грунт или имеющий макро и микротрещины;
-
нанесение красок на еще не просохший красочный нижележащий слой;
-
избыток в связующем воска или разбавителя;
-
очень малое количество масла в красках;
-
очень медленное высыхание живописи;
-
отсутствие связи между маслом и пигментом.
Для предупреждения пожухания рекомендуется наносить краски на вполне просохший красочный слой. Сухой красочный слой следует предварительно обрабатывать лаком «Ретушь», в краски необходимо добавлять лаки или уплотненное масло № 1 или № 2; не злоупотреблять разбавителями. Для частичного устранения пожухания живопись протирают уплотненным маслом № 1 или № 2, а затем ретушным лаком.
Почернение или пожелтение, ухудшение цветовых свойств красок происходит под воздействием физико-химических изменений в красочном слое. Почернение или пожелтение наступает:
-
в связи с пастозными прописками по недостаточно просохшему красочному слою;
-
при применении осмелившегося пинена;
-
при избытке масла в краске;
-
при чрезмерном применении масляного копалового лака;
-
при недопустимом смешении красок, например: белил свинцовых с кобальтом синим, ультрамарином, краплаком красным, эолотисто-желтым «ЖХ» и др.;
-
под воздействием сернистых газов и сероводорода;
-
от сырости, недостатка света при высыхании красок.
Для частичного устранения почернения может быть рекомендована протирка живописи уплотненными маслами № 1 или № 2, а затем лаком «Ретушь».
Кракелюр — трещины, образующиеся на живописном слое. Кракелюр подразделяют на жесткий с острыми краями и мягкий, или плывущий, который может быть поверхностным или же глубоким. Образование кракелюра вызывают:
-
не выдержанные необходимое время грунты;
-
прописка по полусырому красочному слою;
-
переклеенные грунты и грунты, содержащие недостаточное количество клея;
-
трещины в грунте;
-
чрезмерно разбавленная краска подмалевка;
-
преждевременное покрытие лаком картины;
-
колебания влажности и температуры воздуха;
-
механические повреждения холста.
Для ликвидации такого серьезного дефекта, каким является кракелюр, требуется работа реставратора.
Отслоение живописного слоя вызывается нанесением красок на поверхность сухой, часто старой живописи. В таком случае полностью отсутствует адгезия — сцепление свежей краски с нижележащим слоем и по высыхании краска отслаивается.
Для сцепляемости краски с сухим живописным слоем его предварительно прошкуривают — делают достаточно шероховатым — и затем тщательно обрабатывают лаком «Ретушь».
Меление красок. Этот дефект вызывается потерей пигментом краски связующего — масла.
Меление красок происходит:
-
при тянущем грунте;
-
когда масло диффундирует в рыхлый или трещиноватый грунт;
-
когда нижележащие слои красок обладают большей маслоемкостью, чем наносимые;
-
краски, у которых пигменты плохо удерживают связующее, к таким краскам относятся: цинковые и свинцовые белила, краплаки, золотисто-желтая «ЖХ», кобальт зеленый, ультрамарин, умбра, сиена и некоторые другие.
Меление красок часто сопровождается растрескиванием красочного слоя. Во избежание меления красок при работе на тянущих грунтах и в других случаях, вызывающих меление рекомендуется писать на живописных лаках.
Сседание — сжатие красочного слоя. Оно происходит при быстром уменьшении объема красок, что вызывает сморщивание красочного слоя.
Причины сседания:
-
краски были сильно разбавлены маслом и нанесены пастозно;
-
для живописи применялось некачественное масло (например, горячего прессования);
-
разбавленные краски нанесены на недостаточно просохший живописный нижележащий слой;
-
колебания температуры и влажности воздуха.
Помутнение живописи происходит:
-
при потере красками связующего;
-
при поглощении даммарным лаком влаги, если этим лаком была покрыта картина;
-
при применении окислившегося пинена;
-
при применении прогорклого масла.
Для устранения помутнения живопись протирают лаком «Ретушь» или уплотненными маслами № 1 или № 2. При помутнении покрывного лака (даммарного) лаковое покрытие обрабатывают над парами спирта.
Покоребленность (деформация). Этот дефект состоит в образовании на картине волнообразной поверхности.
Складки образуются:
-
при слабой натяжке холста;
-
при неправильно сделанном подрамнике;
-
при неправильном или редком расположении гвоздей при натяжке холста;
-
при резких изменениях температуры и влажности воздуха.
Обычно складки представляют собой широкие волнистые неровности холста, иногда покоробленность холста характеризуется складками, расходящимися в стороны от углов подрамника.
Для устранения покоробленное холста картину помещают в нормальные влажностно-температурные условия (нормальная влажность 60-65%, температура + 20 градусов). Если деформация не устраняется, то холст осторожно подтягивают клинками подрамника, но без перетяжки. Покоробленность — серьезное повреждение холста и часто требует вмешательства реставратора.
Вмятины образуются при механических повреждениях картины (ударах, нажатиях на холст и т. п.). Вмятины могут быть и на грунтованных холстах. Обычно на местах вмятин образуется кракелюр или даже отслаивание красочного слоя, дефект усиливается при смачивании холста водой при попытках удаления вмятин.